Профессиональный стандарт — характеристика квалификации,
которая необходима работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности или выполнения трудовой функции (ч.2 ст.195.1 ТК РФ).
Сайт: Профстандарт педагога РФ
Под применением профстандартов понимают использование их положений в ДОУ деятельности образовательной организации, в том числе:
при приёме на работу для определения квалификации работника;
при аттестации для определения соответствия занимаемой должности;
при направлении работников на дополнительное профессиональное образование для определения вида обучения;
при разработке штатного расписания для определения наименования должностей;
при разработке должностных инструкций для определения трудовых действий и требований к знаниям, умениям.
Все работники образовательной организации должны соответствовать требованиям квалификационных справочников или профессиональных стандартов (ч.1 ст.46, ч.1,2 ст.52 Закона об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ
Для государственных детских садов установлено поэтапное введение профессиональных стандартов (п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 № 584)
Этапы определяет само учреждение с учётом мнения представительного органа работников. Реализацию мероприятий по введению профессиональных стандартов необходимо завершить не позднее 1 января 2020 года (п2. постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 № 584)
Нормативно-правовые документы:
Трудовой кодекс Российской Федерации: Перейти на сайт
В статье 195.1 определены понятия профессионального стандарта -это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности . Квалификация работника — это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы.
В статье 195.2 ТК РФ определён порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов.
В статье 195.3 ТК РФ определён порядок применения профессиональных стандартов.
Федеральные документы, регламентирующие введение профессиональных стандартов:
читать**Приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 148 н «Об утвержденииуровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» (зарегистрировано в Минюсте России 27.05.2013 № 28534)
читать**Федеральный закон 122-ФЗовнесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального законаи «Об образовании в Российской Федерации»
читать**Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г.№ 544 Н
читатьОб утверждении профессионального стандарта «Педагог»(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, среднего образования), (воспитатель, учитель)»( с изменениями на 5 августа 2016 года)
читать**Приказ Минтруда России от 24.07.2015 № 514н «об утверждении профессионального стандарта читать*»Педагог-психолог (психолог в сфере образования») (зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 № 38575)
читать**Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педаг дополнительного образования детей и взрослых»(зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 № 38994)
читать**Приказ Минтруда России от 10.01.2017 № 10 н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» (зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2017 № 45406)
читать**Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.03.2015 № 08-237 «О переносе срока применения профстандарта педагога».
читать**Письмо Минтруда России от 22.02.2017 №14-3/ООГ-1565, разъясняющее вопросы изменения особенностей сотрудникомв в связи с принятием профессионального стандарта.
**Письмо общероссийского союза работников образования от 10.03.2017 г. № 122 «Об актуальных вопросах применения профессионального стандарта»
Применение пофессиональных стандартов — презентация
Код ПС | Наименование стандарта | Нормативный правовой акт, утвердивший стандарт |
01.001 | Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) | Зарегистрировано в Минюсте России 06 декабря 2013 г. N 30550 |
01.002 | Педагог-психолог (психолог в сфере образования) | Зарегистрировано в Минюсте России 18 августа 2015 г. N 38575 |
01.003 | Педагог дополнительного образования детей и взрослых | Зарегистрировано в Минюсте России 28 августа 2018 г. N 52016 |
01.004 | Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования | Зарегистрировано в Минюсте России 24 сентября 2015 г. N 38993 |
01.005 | Специалист в области воспитания | |
01.006 | Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий | Зарегистрировано в Минюсте России 16 октября 2018 г. N 52440 |
01.007 | Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый) |
1 января 2020 года в школах завершился переход на профстандарты. Из рекомендации вы узнаете, по каким профстандартам должна работать школа и как их применять.
C 1 января 2020 года все школы обязаны применять педагогические профстандарты (п. 2 постановления Правительства от 27.06.2016 № 584). То есть теперь нельзя применять ЕКС к тем должностям, для которых приняли профстандарты.
Обоснование
К должностям педагогических работников в законодательстве есть определенные требования. Статьи 46–48 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливают, что квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, которые указаны в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах.
Порядок применения профессиональных стандартов устанавливает постановление Правительства от 27.06.2016 № 584. Сейчас профстандарт действует для четырех школьных педагогических должностей:
профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержден приказом Минтруда от 18.10.2013 № 544н;
профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержден приказом Минтруда от 24.07.2015 № 514н;
профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», утвержден приказом Минтруда от 10.01.2017 № 10н;
профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержден приказом Минтруда от 05.05.2018 № 298н.
Внимание: напомните директору, что нужно обновить должностные инструкции педагогических работников.
Добавили новые общепедагогические трудовые функции, которые должны выполнять все педагогические работники. Теперь они должны:
уметь работать с детьми с особыми потребностями в образовании;
знать технологии поведения личности в реальной и виртуальной среде, в социальных сетях;
применять ИКТ-технологии;
владеть методиками проектной деятельности, полевых практик, лабораторных экспериментов.
Внимание: профстандарт вводит новую категорию учеников – дети с особыми потребностями в образовании. Это ученики с выдающимися способностями, ученики, для которых русский язык неродной, ученики с ОВЗ. Современный учитель должен уметь работать с каждой из этих категорий учеников.
Профстандарт «Педагог». Профстандарт обязывает учителя соблюдать ФГОС, организовать практическую и исследовательскую работу с учениками и применять новые образовательные технологии. Документ предписывает учителям:
качественно оценивать достижения учеников (п. 3.1.1 профстандарта «Педагог»);
развивать практическую и исследовательскую деятельность школьников (п. 3.1.1 профстандарта «Педагог»);
применять современные педтехнологии (п. 3.1.1 профстандарта «Педагог»);
внедрять в уроки воспитательный компонент (п. 3.1.2 профстандарта «Педагог»);
проводить экскурсии и работу в группах (п. 3.1.2 профстандарта «Педагог»);
работать по индивидуальным программам (п. 3.1.3 профстандарта «Педагог»).
Профстандарт также вводит отдельные трудовые функции по работе с первоклассниками и четвероклассниками для всех учителей начальной школы (п. 3.2.2 профстандарта «Педагог»). А учителя основного и среднего общего образования по профстандарту должны использовать иноязычные источники информации во всех предметных областях (п. 3.2.3 профстандарта «Педагог»).
Обоснование
Отдельные трудовые функции учителей начальной школы по работе с первоклассниками и четвероклассниками
«Проектирование образовательного процесса на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной», — п. 3.2.2 профстандарта «Педагог».
«Проведение в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии с психологом) мероприятий по профилактике возможных трудностей адаптации детей к учебно-воспитательному процессу в основной школе», — п. 3.2.2 профстандарта «Педагог».
Профстандарт «Педагог-психолог». Педагог-психолог помогает ученикам справиться с проблемами в учебе, чтобы освоить программу. Для учителей готовит рекомендации, как работать со школьниками, которым трудно освоить программу. Профстандарт предписывает педагогам-психологам:
проводить развивающую работу с учениками (п. 3.1.1 профстандарта «Педагог-психолог»);
развивать психологическую компетентность учителей (п. 3.1.1 профстандарта «Педагог-психолог»);
участвовать в разработке индивидуальных учебных планов (п. 3.1.1 профстандарта «Педагог-психолог»);
помогать педагогам выбирать педтехнологии (п. 3.1.2 профстандарта «Педагог-психолог»);
сохранять здоровье учеников (п. 3.1.7 профстандарта «Педагог-психолог»);
публично отчитываться о результатах работы (п. 3.1.6 простандарта «Педагог-психолог»).
Профстандарт «Специалист в области воспитания». Профстандарт определяет трудовые функции социального педагога, старшего вожатого, педагога-организатора, воспитателя, старшего воспитателя, педагога-библиотекаря, тьютора. Эти работники школы помогают ученикам освоить образовательные программы. Профстандарт предписывает специалистам в области воспитания:
поддерживать учеников в процессе социализации (п. 3.1.1 профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»);
оценивать работу детских объединений (п. 3.2 профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»);
повышать интерес к чтению (п. 3.5.3 профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»);
организовывать работу по одному или нескольким направлениям внеурочной деятельности (п. 3.3.2 профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»);
развивать самоуправление учеников на основе социального партнерства социальных институтов (п. 3.2.3 профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»).
Переходный период по внедрению профстандарта в школах завершился 1 января 2020 года. Все работники школы должны выполнять функции, которые им предписывают профстандарты. Воспользуйтесь чек-листом проверки соответствия педработников профстандартам. Так вы оцените, успешно ли прошло внедрение профстандартов.